ПОМОГАЮЩИЕ И ОБЕРЕГАЮЩИЕ
МЕСТО ПОПАЛОСЬ НЕПРИВЕТЛИВОЕ. Как сказано «неприветливое» место – это священное место, куда жизнь допустила Арсеньева, чтобы он именно здесь впервые встретился с Дерсу Узалой. Место воспринимается как неприветливое только одной из двух параллельно живущих в нас жизней – а именно тёмной нашей стороной – потому что место это священное. Смысл священного места – это тема! Одна из важнейших тем в жизни человека. Священные места активизируют совесть, населению это не нравится, а шаманам, наоборот, даже очень...*
С горами Армении связано у меня одно происшествие не происшествие, событие не событие, не знаю уж как и назвать. Ближе всего это к тому диковинному «белому» медведю, которого я искал на Кавказе. Но на этот раз была Армения и необъяснимые большие белые птицы.
Я вел топографическую съемку гор.
Обычно там дули ветры ровно, сильно, упорно и нескончаемо. Такие ветры доводят до исступления: ни спрятаться, ни дух перевести, ни просто расслабиться хоть на мгновение. Не идешь — словно продираешься против бешеного течения.
Пытался установить инструмент на горе, но в окуляре кипрегеля все дёргалось и тряслось, а каменные «туры» на далеких вершинах подскакивали, как поплавки на волнах. Когда наконец треногу опрокинуло, а большой наш топографический зонт вывернуло наизнанку, я махнул на работу рукой и мы сбежали с горы на широкую седловину, где еще раньше заметили заросшую травой впадину. В нее мы и забрались, укутались в плащ палатки и залегли в надежде на тихое утро.
Пахло сухой землей, по плащ-палаткам барабанили мелкие камешки, гонимые ветром, а то хлестала крупа из кипящих лиловых туч. В затишье славно дремалось под свист и вой ветра, было то особое чувство уютности и затерянности, которое бывает только в горах, когда удается укрыться от непогоды. Весь мир как бы отгорожен от тебя ревом и свистом ветра, пустынными громадами гор. Разве что снежный человек может оказаться рядом.
…Сверху запрыгали камешки, и к нам в яму сполз некто косматый. Легок на помине!
Снежным человеком оказался чабан, напяливший для тепла овечью шкуру.
Чабан перепугался до смерти: оказалось, что мы лежим... в могиле! В древней турецкой могиле, о которой в округе ходит немало жутких слухов. Чабан обомлел, оказавшись вдруг среди «мумий», завернутых в плащ-палатки. Он еще нервно посмеивался, а остряки уже спрашивали: где тут в горах живут волосатые люди?**
_____________________________
*Сценарий к видеоролику «Сталин в своей 1-й ссылке: где тебя встретит великий шаман»
**Сладков. Собрание сочинений в трёх томах (том 3)